Евгений (zydog) wrote,
Евгений
zydog

Рождение ледокола

Первого апреля, в международный день дурака, посетил в составе небольшой группы блогеров совсем недурацкое предприятие - Балтийский Завод.




Основная продукция завода - здоровенные ледоколы, также в разное время там собирали и военные корабли (см пр 1144), и плавучие электростанции, и много чего ещё... Завод занимает огромную площадь,  чуть ли не 5% от Васильевского острова. А ещё на территории есть своя собственная железнодорожная сеть. При том, что на Васильевский остров не ведёт ни одного жд моста :) Подробнее об этом в одном из моих старых постов - http://zydog.livejournal.com/74280.html.

Карта, для понимания места и масштабов

Времени у нас было немного, но наши экскурсоводы всё же смогли наглядно продемонстрировать, как куча железок превращается в ледокол. Попытаюсь сейчас пересказать и показать этот процесс. Итак, железки. Для корпусного производства используется, в основном, листовой металл. Нельзя просто так взять и начать лепить корабль из листов, требуется предварительная подготовка. Начинается она с очистки и термической обработки, далее листы грунтуются и раскраиваются, а так же маркируются, чтобы было понятно, что с ними делать дальше.

Сырьё перед обработкой


Предварительная обработка


Контроль


Вакуумный кран, перемещает стальные листы между этапами


Сталь после чистки и грунтовки. Осталось нарезать...


..и подписать!

После маркировки детали отправляются в следующий, сборочно-сварочный цех. Об этом позже, а я пока хочу сказать пару слов про первые впечатления от завода. Как-только мы зашли в корпусообрабатывающий цех, я очень отчетливо зафиксировал несколько мыслей:
 а) "Ни хера себе он огромный!" - чуть позже выяснилось, что это цех действительно самый большой на заводе, а так же самый новый. Построен в начале 2000-х, под крупные международные заказы (см. Фрегаты типа «Тальвар»)
 б) "Ни хера себе тут шумно! на голову начнет что падать - и не заметишь!" - чуть позже заметил, что некоторые краны двигаются почти бесшумно, и очень шустро. Начал глядеть по сторонам с удвоенной интенсивностью
 в) "Хорошо, что я в каске" - чуть позже ничего не изменилось. Безопасность превыше всего, носите каски на стройках и заводах!
Огромное помещение, в котором со всех сторон что-то двигается и шумит, краны под потолком непрерывно перекидывают стальные листы с места на место, камазы периодически проезжают мимо... Сравните со своим уютным офисом!


Да, камазы.





У меня уже через несколько минут возникло желание убраться в место поспокойнее, а люди ничего, работают. Работа, к сожалению, для здоровья, (а если точнее - для слуха) не самая полезная, поэтому Балтийский Завод старается изначально нанимать в этот цех людей, которых проблемы с постоянным шумом и грохотом не очень беспокоят. Глухих и слабослышащих, попросту говоря. И с этим связано наличие в штате завода необычной должности - сурдопереводчика.



Алина (на фото слева, снимок утащил у nau_spb, советую, кстати, посмотреть и его посты, он не только на Балтийском Заводе успел побывать) помогает рабочим общаться с мастерами, решать административные вопросы. Самым сложным пока считает рабочую терминологию - не всегда судостроительные термины удаётся правильно понять или перевести. Но девушка не жалуется, говорит, что рабочие активно помогают и, как могут, подсказывают. С Алиной мы пообщались перед тем, как покинуть корпусообрабатывающих цех и перейти в следующий - сборно-сварочный.

Из названия нетрудно догадаться о том, что происходит внутри. Небольшое количество маленьких деталей складывают в нужном порядке, сваривают, получают деталь побольше и отправляют дальше. На следующем этапе уже детали побольше стыкуют, опять сваривают и опять отправляют. И так то тех пор, пока не получат здоровенный элемент корпуса весом в несколько десятков тонн. Полученная царь-деталь потом кладётся на специльный автомобиль (намного реже - на жд платформу) и доставляется на стапели, где их здоровенным кранами перемещают на нужное место в будущем корабле.




Подсказоньки




Более крупные структуры


А вот уже что-то напоминающее корабль непосвященному человеку


Самые маленькие детали свариваются роботами, в полуавтоматическом режиме. С ростом габаритов вовлеченность людей в процесс возрастает


С "нелинейными" частями корпуса всё несколько сложнее. Перед сваркой в единое целое заготовки укладывают на специально изготовленную под эту часть оснастку



Готовый элемент корабельного корпуса покидает цех (фото bz.ru)


В сборно-сварочном цеху появилась возможность поглядеть по сторонам и поотмечать детали. Встречались как официальные ретро-плакаты...


Так и "наскальная живопись". Это к слову о возрасте работников - молодёжи на заводе встречалось очень много



Помимо корпусов завод так же делает большую часть "внутренностей" будущих кораблей - винты, валы, котлы, трубы, рули, палубы и многое другое. Есть и собственное литейное производство, поставляющее необходимые заготовки. Времени было мало, мы успели только в токарный цех (винты, валы и пр), где познакомились с весьма экзотической профессией токаря-валовика.

Корабельный вал, деталь, передающая крутящий момент от двигателя на гребной винт

Экзотика тут заключается в размерах деталей и времени, затрачиваемом на их обработку. А так же стоимостью ошибки :). Несколько цифр, для понимания масштаба - вал на фотографии почти готов, превращение его из 70-тонной болванки заняло почти два месяца (до окончательной готовности - около двух недель), а вес сократился до 55 тонн. Примерная стоимость такой детали - около миллиона долларов, однако самое страшное в случае ошибки - даже не денежные потери, а время, которое понадобится на изготовление ещё одной такой же. Логично, что на должность валовиков выбирают проверенныех специалистов, хорошо понимающих своё дело и не запарывающих более простые детали. Ещё несколько фотографий из этого цеха, для передачи атмосферы:

Интересно, плакат действительно с 60-х висит? Очень может быть, сам цех, в отличие от предыдушего, построен в начале ХХ века. Сохранились ажурные лестницы, а на балках можно раглядеть заклёпки... Красота!


Специалисты за работой


В этом цеху намного тише и спокойнее, чем в предыдущих. Мы даже особо не удивились, увидев хвостатого "работника"

Финальной частью нашей экскурсии стали стапели, на которых детали из разных цехов собираются в единое целое. По пути к ним удалось одним глазком глянуть на упомянутую в начале поста железную дорогу. Я почему-то думал, что необходимость в ней у завода практически отпала (как на большинстве других наших городских предпрятий - подъездные пути заросли, ворота завалены, а грузы таскают автомобили). Оказался неправ! Резвый маленький локомотив непрерывно шнырял туда-сюда и что-то перевозил!







Встретились и другие транспортные средства. Трактор произведён на другом промышленном гиганте Петербурга - Кировском заводе. Но заметить это из-за огромной эмблемы Балтийского не так-то просто!


Стапель на фотографиях - рекордсмен, его длина - 350 метров, самый крупный в России! Это позволяет работать не над одним, а сразу над двумя кораблями одноврменно. Ну или одним, но очень крупным (типа научно-исследовательского судна "Космонавт Юрий Гагарин").




Кстати, в стапеле-рекордсмене мы выдим будущий ледокол-рекордсмен, "Арктика" (проект 22220, он же ЛК-60Я) станет самым крупным и самым мощным ледоколом в мире.





Спуск на воду состоится в самое ближайшее время, планируемая дата - 26 мая. Обладатели мощной оптики и/или собственных плавсредств могут попробовать понаблюдать запуск вживую :) Ну а я на этой позитивной ноте буду заканчивать рассказ и переходить к благодарностям.

Большое спасибо:

  • сотрудникам Балтийского Завода за увлекательную экскурсию. Отдельная благодарность Константину Ханухову за подробный рассказ о жизни и истории завода

  • компании HH.RU, организовавшей в рамках совместного с сообществом spbblog проекта "Закулисье редких профессий" поход на завод

Дополнительное чтиение:


Tags: 2016, Василеостровский район, ЖД, Санкт-Петербург, промо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zydog august 13, 2007 13:18 52
Buy for 20 tokens
Решил сделать пост-навигатор в дополнение к "избранному" в заглавном. Как и все гениальное, навигатор прост, даже немного примитивен. Каждый пост помечен метками, посты фото-прогулки решил группировать по районам города, в которых они совершены. Названия у них достаточно скучные (хотя в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments