Евгений (zydog) wrote,
Евгений
zydog

Туристический забег по Пушкину к Александровскому дворцу

 Практически случайно одним субботним утром я оказался в Пушкине (он же Царское Село в прошлом). Поездка вышла спонтанной и, к сожалению, ограниченной по времени. Но главная цель была успешно достигнута - в Александровской дворец сходили.
Итак, мы приехали в Пушкин, город, немногим отличающийся по возрасту от Санкт-Петербурга. Кстати, Питер, родной, с очередным юбилеем! 310 лет простоял, еще столько же простоишь! Но вернемся к Пушкину. Городу так же за 300 лет,а длительное соседство с царскими резиденциями во многом определило стиль горда и построек в нем. От места стоянки до Александровского парка идти пешком меньше 10 минут, а сколько при этом исторических зданий встретилось по пути! Первое сооружение, изрядно приправленное готическими мотивами, оказалось дворцовой электростанцией, построенной в 1897-1898 годах. За большими окнами находился машинный зал станции. А фонарь на углу (Церковной и Малой улиц) служил еще и опорой линий электроперадачи.

  А вот и следующее здание, немного ветхое, но от этого не менее привлекательное. Церковная улица, дом 6.

  Оцените, сколько всего происходило в его стенах! "Этот участок изначально входил в дворовое место углового дома по Малой улице Теппера де Фегюссона и был занят садом. В 1858 г. он принадлежал графине Э.И. Игельстром. Существующее здание построили в 1880-е гг. по проекту архитектора А.Ф. Видова для чиновника Царскосельского дворцового правления действительного статского советника Василия Ивановича Вуича. В 1930-1938 гг. в доме проживал писатель А. Н. Толстой, он прожил в нем восемь лет - до переезда в Москву в 1938 г. С 1938 по 1941 г. в здании размещался «Дом творчества ленинградских писателей». В первые месяцы войны до оккупации города Пушкина здесь находилась редакция газеты Ленинградского ополчения «За советскую Родину». В доме бывали многие деятели культуры и науки. Пострадавшее во время войны здание восстановили в пятидесятые годы для детского сада с частичной перестройкой второго этажа и перенесли вход. Зимой в нем размещалась База отдыха Главной водопроводной станции Ленинграда, а летом — детский сад этой станции. Затем дом законсервировали. Общественность города обращалась в администрацию города с просьбой обустроить в доме музей литературы 30-х годов. До 2009 года дом был на грани сноса. Сейчас он включен в список объектов культурного наследия."

  Через дорогу от него - еще один дом с насыщенной историей: "Одно из крупнейших исторических зданий Царского Села. Первоначально на этом месте («против церкви, к полю») стояли две деревянные богадельни (мужская и женская), построенные в 1741 году согласно указанию Елизаветы Петровны по проекту архитектора М. Земцова. Их не наносили на планы слободы. Видимо, их считали временным сооружением, так как повеления «построить каменные» повторялись и в 1746, и в 1747 годах. Здание каменной богадельни, возведенное в соответствии с личным указанием Елизаветы Петровны по проекту В. И. Неелова в 1770 году, впервые нанесено на план в конце 1770-х годов , одно из первых зданий на Средней улице. Границы участка оформились по проекту урегулирования Царского Села 1808 г., в соответствии с которым прожили новую Церковную улицу. Дворцовая богадельня при этом оказалась на углу Церковной и Средней улиц на месте №22. Прилегающая к ней территория со стороны Малой и Церковной улиц с местами №47 и №48 использовались Царскосельским дворцовым правлением под Запасной двор, разместили деревянные сараи. Рядом с одноэтажным зданием богаделен, в 1780-е — первой половине 1800-х годов появилось несколько жилых «казенных домов». Они были выстроены Царскосельской конторой для передачи «во временное проживание». С середины XIX в. богадельню перевели в Дворцовый госпиталь, а ранее принадлежавшее ей небольшое каменное здание на Запасном дворе использовали для жилья мастеровых и служителей Царскосельского дворцового правления. Застройка Запасного двора окончательно сформировалась при императоре Николае II. По проекту архитектора А. Ф. Видова в 1895-1897 гг бывшее здание богадельни перестроили и расширили под временные квартиры певчих придворного хора, полицейских чинов и служащих Царскосельского дворцового правления. Строительство здания, в стены которого включена старая богадельня, закончилось вчерне в 1895 г. Это строение стало последней работой архитектора А. Ф. Видова. Фасады добротной постройки выдержаны в раннеклассицистических формах эклектики. В рисунках арочных окон первого этажа сохранилось решение старого здания богадельни. Дом предназначался для проживания служащих дворцового управления. В 1917-1919 годах здесь размещался рабочий батальон, сформированный при Царскосельском Совете рабочих депутатов был организован рабочий батальон, в который вступили около 120 рабочих электростанции, водоканализации, очистной станции и ряда других предприятий и учреждений, в большинстве своем коммунисты. В районе дома до позднего вечера шло обучение бойцов, перекрывались улицы Пролетарская (Церковная) и Коммунаров (Средняя). С послевоенного времени здание используется под студенческое общежитие Аграрного университета."

   И еще немного истории: "Известен как Дом Л.В. Теппера де Фергюссона. Дом является памятником архитектуры начала XIX века, одно из памятных пушкинских мест. Участок земли под застройку был выделен в 1780-1790 годах. Дом появился на плане Царского Села, помеченном 1797 годом, без указания первоначального назначения и принадлежности. Затем он принадлежал Царскосельскому дворцовому правлению. Фиксационные планы слободы 1804-1807 годов показывают, что к этому времени у усадьбы Кваренги на Средней улице появились соседи - два одноэтажных дома на участках по обеим сторонам каменных богаделен. Сходство в композиционном решении (повышенная средняя часть и симметрично примыкающие к ней трехгранные выступы, прорезанные оконными проемами) и в особенностях отделки фасадов позволяет говорить об использовании "образцовых проектов", выполненных одним автором - архитектором Царскосельской конторы П. В. Нееловым. Высокий статус дома, подчеркнутый в необычном для жилой застройки слободы материале, указывает на вероятность возведения его Конторой «для проживания» лица «высшего ранга» — генерал-адьютанта и личного друга императора Александра I князя П. М. Волконского. В пользу высказанной версии свидетельствует его местоположение — в непосредственной близости от Старого и Нового Царскосельских дворцов. Дом выходил на «красную пинию» улицы боковыми выступами с удлиненными прямоугольными окнами. «Дом Теппера» — единственный особняк, сохранившийся до наших дней от застройки Средней улицы последнего периода существования дворцовой слободы. В здании жил учитель музыки и пения лицеистов Л. В. Теппер де Фергюссон. В 1819 году Теппер отправился с семьей в заграничное путешествие, во время которого в Париже трагически погибла Жозефина Вельо, а в Дрездене умерла жена. Теппер вернулся в Царское Село на короткое время, но в мае 1824 года покинул Россию. От Теппера де Фергюссона дом перешел в собственность историка Н.П.Липранди - прототип героя Сильвио в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Затем дом перешел во владение графини Э.И.Игельстром, В.И.Вуичу. Впоследствии принадлежал вдове литератора Б. М. Маркевича. Перед войной 1914 года в нем жил русский композитор и пианист С.И.Танеев, отец начальника канцелярии Императорского двора А.С.Танеева. Позже дом для дачи снимала внучка композитора А.А.Вырубова, наиболее близкая к Императрице фрейлина. Здесь бывали Николай II, его супруга, великие княжны, Г.Е.Распутин. В 1928 г. дом был предоставлен выдающемуся русскому и советскому певцу — оперному актеру и режиссеру-постановщику, позднее народному артисту СССР, доктору искусствоведения Ивану Васильевичу Ершову (1867—1943) в компенсацию за его дом в Новгородской области. Здесь он прожил с семьей ряд лет, главным образом с целью поправить здоровье малолетнего сына, что и было достигнуто. Он превратил дом в современное комфортабельное жилище с центральным отоплением. Перед смертью он подарил дом консерватории для студентов: до Великой Отечественной войны в нем находилось общежитие. Здание значительно пострадало в период Великой Отечественной войны: снаряд пробил потолок и обрушил плафон. Реконструкция здания была произведена в 1955 г.,интерьеры лишь относительно были приближены к пилу пушкинского времени. В отреставрированном после войны доме находилась районная детская библиотека. Ныне в здании ЗАГС Пушкинского района. В связи с 200-летием лицея, здание планируется передать Всероссийскому музею А.С. Пушкина, в нем планируется будет создан лицейский музейно-педагогический центр."


  Закончим на этом с историей, пойдем к паркам и дворцам! Вот, собственно, и Дворцовая улица. Оккупирована туристическими автобусами. Левый, сволочь этакая, не по правилам припарковался!

  Екатерининский дворец в дали показался. Внезапный голубь испортил кадр, не заметил его при съемке :-(.


  В Лицейском садике отдыхает Пушкин.

  Чуть дальше - очередной памятник архитектуры. Приятно, что появился повод снять с таблички слово "бывшая".

  Собственно, сама Знаменская церковь. Когда проходили мимо, из церкви раздался перезвон колоколов. Он сильно отличался от обычного низкого, громкого и неторопливо звона, здесь используется большое количество маленьких колоколов, которые дают более высокое и мелодичное звучание. Обратите внимание на запасную часть рядом с боковой стеной :-).

  Екатерининский дворец, если быть до конца точным - церковный флигель, к которому прилегает Лицейская арка. Арка того самого Лицея, где в свое время учился Пушкин и многие другие известные граждане Российской Империи.

  Великолепные Церковные ворота.

  Снова арка и немного Лицея. Хотел удалит эту фотографию, но решил оставить - уж больно колоритна парочка слева.

  Большая часть туристов идет сначала в Старый сад (часть Екатерининского парка) и Екатерининский дворец, потом уже обследуют все остальное. А мы сразу пойдем к Александровскому саду.

  Что-то вроде подсобных помещений дворца. Желтое здание вдали - один из кухонных корпусов.

  Ленивые туристы никогда с этой стороны дворец не увидят :-). Удивительно, что наверху дворца "имперский" флаг, бывший официальным с 1858 по 1883 годы.

  aleksorama влезла в кадр.

  Заходим в Александровский сад.   Слева от входа видно Крестовый мост, увенчанный по моде конца XVIII века китайской беседкой. Подобные восточные элементы встречаются так же и в других парках Петербурга и окрестностей. Точно помню, что китайский павильон есть в Ораниенбауме.

  Мостик.



  На Детском острове в одноименном пруду одноименный домик. На острове так же находятся могилы собак императора Николая II.

  Домик пока не отреставрирован, находится на консервации.

  А вот и цель нашей поездки - Александровский дворец!

  У входа оживление, очень много школьников привезли на экскурсию. Я в свое время тоже очень много с классом ездил, но запомнил только несколько экскурсий. Большая часть информации из неокрепшего ума очень быстро выветривалась.

  А у этих парней есть свои названия, ближе к нам "Юноша, играющий в бабки", подальше - "Юноша, играющий в свайку". В дворце продолжается реставрация, на заднем плане видно куски в состоянии "до". Не уверен, специально они оставлены или их скоро доделают. В сети можно найти много фотографий того, как выглядел дворец еще несколько лет назад, объем проделанной работы впечатляет! Приятно, что хотя бы в Петербурге начали потихоньку приводить в приличный вид достопримечательности!

  Гардероб в дворце встречает традиционным российским ноу-хау - бумажкой в пакетике. Такие же обозначают начало осмотра и еще несколько мест. Как-то дико смотрится на фоне тех же нормальных вешалок, качественных плакатов, свежей штукатурки... Этой хрени место на стройках, рынках и прочих местах, где ресурсы сильно ограничены. Музей, с ценой билета в 250 рублей, мог бы и таблички нормальные себе заказать.

  Впрочем, это все мелочи. В музее сделали всего несколько кадров, условия для моей камеры там сложные, да и не люблю в музеях снимать, снимки все равно слабо атмосферу передают. Картина в центре очень понравилась, хотя, как я и говорил, на снимке всей динамики, всех деталей, всей атмосферы боя не разглядеть. Да и школота помешала сделать кадр поприличней :-).

  В музеях мне всегда нравились такие вот восстановленные комнаты, с попыткой сделать, "как было". Экспонаты, аккуратно сложенные под стекло, навевают дикую тоску.

  Еще одна приятная комната, бильярдная-кабинет.


  Закончили осмотр дворца, поехали домой!


  Жаль подвела погода, и было мало времени - и в самом Пушкине, и в музейном комплексе "Царское село" еще много чего можно посмотреть, начиная от роскошных садов и заканчивая заброшенными постройками и руинами на задворках. Обязательно наведаюсь туда еще раз!
  Дополнительное чтение:
Tags: 2013, Пушкин, Пушкинский район, Санкт-Петербург, окрестности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments