Евгений (zydog) wrote,
Евгений
zydog

Московский проспект глазами донора

Итак, один из моих любимых проспектов Петербурга - Московский! Нравится он мне свои разнообразием, сочетающим в себе чуть ли не все архитектурные стили. Особенно цепляет советская архитектура, даже здания, построенные после 60-х выглядят очень интересно по сравнению с типовыми домами тех лет. Что неудивительно, в рамках генерального плана развития Ленинграда, предусматривавшего перенос городского центра на юг, Московский проспект играл особую роль, связывая старый городской центр с новым. Соответственно, его украшению придавалось особое значение, и к застройке проспекта были привлечены ведущие архитекторы города.
  Сегодня пройдемся по небольшому куску от станции метро "Московские ворота" до "Фрунзенской", по пути заглянем на Московский 104, на городскую станцию переливания крови, а потом во дворах Московского попробуем найти еще одну интересную постройку...

  1. Московские Триумфальные ворота. Кто-нибудь сходу вспомнит, в честь каких побед они установлены? Всю жизнь почему-то думал, что они в честь Отечественной Войны 1812 года. Оказывается, наивно путал их с Нарвскими (если вдруг кто не их видел, то вот в этой прогулке по Екатерингофу есть фото). А эти поставили в 1838-м, в честь побед русского оружия в войнах с Польшей, Персией и Турцией (1826 - 1831 годы). Точнее не совсем эти. Еще одно открытие, ворота разобрали в 1930-е годы, а восстановили в 1960-м году.

  2. Небольшой сквер между Черниговской улицей(слева) и Лиговским проспектом(справа). И еще одно открытие - Лиговский проспект очень долгое время был еще и  каналом! Восточную часть канала засыпали в 1926 году, а западную, которую на фото не видно  - в 1965-1969 годах.

  3. Небольшая отсылка к прошлому проспекта - один из верстовых столбов, установленный в 1770-х годах. Такими отмечали дорогу из Петербурга в Царское село.

  4. А вот пошла архитектура, за которую мне так полюбился проспект. Тут практически каждый дом пропитан историей, причем, самого интересного для меня периода - конца XIX - начала XX-го века. Трехэтажное зеленое здание - бывшая богадельня, потом просто школа, а с 1981- детская музыкальная школа. С 1905 года здесь стоит. За ним - жилой дом, да не простой, а для работников Наркомпищепрома. Построен в 1939-м году.

  5. Идем дальше. Еще один дом постройки конца XIX века. Сначала в здании находилась Князь-Владимирская церковно-учительская и церковноприходская школы с домовой церковью, затем больница имени Коняшина (именно на базе этой больницы, а точнее ее соседнего корпуса, появилась городская станция переливания крови в конце 1980-х). Сейчас здесь часть монастырских служб, частная стоматология, благотворительный центр помощи детям.

  6. Во дворе, за тем же зданием находятся так же Благотворительный медицинский центр женского здоровья "Белая роза", предположительно относившийся раньше к находящейся рядом Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы при Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе.

  7. А вот и относительно новый корпус, в котором  и располагается станция переливания крови. Подробнее про донорство я рассказал в другом посте.

  8. Напротив Московского 104, между домами 89 и 91 притаился бывший Городской механический хлебопекарный завод. По-моему, прекрасный образец индустриальной архитектуры начала ХХ-го века! Там сейчас банальный бизнес-центр какой-то...


  9. Чуть правее расположилось еще несколько примечательных образцов архитектуры начала ХХ-го века. Дом 89 (левый), стиль модерн, 1910-го года постройки. Раньше был каким-то начальным училищем. Дом 87 построен пораньше, в 1901 году. Вроде, обычная ночлежка, а как аккуратно выглядит!


  10. Идем дальше. На четной стороне показались постройки Воскресенского Новодевичьего монастыря. Купола относятся к Соборы Воскресения Христова...

  11. А шпиль-колокольня - к церкви Афонской иконы Божией Матери.


  12. Напротив монастыря - здания Трамвайного парка №1.

  13. Очень аккуратный дом! Построен в 1915-м году, как и его сосед справа.

  13. Пока снимал парк, из него выехал красавец-трамвай ЛМ-2008. К сожалению, это последняя модель, которую выпустил наш Петербургский трамвайно-механический завод, перед тем как его захлестнули различные финансовые проблемы... Новые трамваи в Санкт-Петербург приедут уже из Челябинской области, из Усть-Катава.

  14. Продолжим прогулку! Роскошный дом "Союзпушнины", вывеску которого вы уже видели в начале поста. С 1931 года в Петербурге (тогда уже Ленинграде) начались торги по продаже пушнины, для проведения аукционов и был в 1939 году построен дом. Большие залы, расположенные на  первом этаже, некогда были заполнены выставочными образцами, между которыми ходили ушлые продавцы и скряги-покупатели. Теперь там уныло и пусто...


  15. Здание по соседству - школа, построенная в 30-х годах,  о чем напоминают серп и молот на стене. Само здание скучное и мрачное, но его фишка в другом. Изюминка здания - это первый из крупноблочных домов. Технологию придумали для ускорения и удешевления строительства, а сам дом построили всего за 28 дней!

  16. А это уже современная архитектура - жилой комплекс "Империал". Не хотел бы в таком жить, шумный и загазованный Московский проспект сводит на нет все преимущества жилища.

  17. Напротив "Империала" - широченный "Дом Текстилей", официально дом для работников различных отраслей экономики, хозяйства, науки и культуры. Де-факто - элитное жилье тех времен (полностью дом достроен после 1951-го года).  А раньше тут была городская свалка с романтичным названием "Горячее поле".


  18. Через улицу Красуцкого расположен еще один жилой дом в похожем стиле, построен в 1957 году.

  19. Сталинский неоклассицизм. Детали.

  20. А вот этот уродец никаких приятных эмоций у меня не вызывает.

  21. В разочаровании прикладываю ладонь к лицу  и прыгаю во двор. Удивительно! Вполне себе провинциальный, почти сельский пейзаж с голубятней посередине. В каких-то 100 метрах от Московского проспекта. Где-то за этими деревьями прячется штука, которую я обещал найти в начале поста.

  22. Нашел! Ну, кто сходу сможет назвать, зачем это здание? А как оно называется?

  23. Я вот подобных построек раньше не встречал, тем интереснее было посмотреть на нее своими глазами. Это газгольдер, сооружение для хранения светильного газа. Технология освещения улиц газом была распространена в XIX веке, потом, по понятным причинам, популярность ее сошла на нет. Конкретно этот газгольдер построен в 1881 году, а сейчас ему грозит опасность сноса из-за бурной стройки нового жилого комплекса рядом. Про газгольдеры (и Питерские, их еще несколько в городе осталось, и другие) можно почитать у моего френда babs71 вот здесь.

  24. Пойдем потихоньку, чтобы не разбудить сморенного жарой местного жителя.


  25. Вот мы и у "Фрунзенской". Причудливый симбиоз архитектуры ХХ-го и XIX-го веков.

  26. На этом все!


  Спасибо за внимание. Если вам понравился пост. нажмите, пожалуйста, на одну из кнопок ниже, мне будет очень приятно :-).

Tags: 2013, Московский проспект, Московский район, Санкт-Петербург, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments