Евгений (zydog) wrote,
Евгений
zydog

Соляной переулок: "угадай город по фотографии"

Этот слегка неожиданный заголовок пришел в голову после разглядывания вживую и на фотографиях великолепного, но, на мой скромный взгляд, необычного даже для Санкт-Петербурга здания.



Но сначала немного об улице, на которой вся эта красота находится. Названием переулок обязан Соляному кварталу, который раньше находился на этом самом месте, на берегу Фонтанки.

В начале XVIII века здесь находились верфи, удовлетворявшие постоянно растущие запросы города на плавсредства (как мы помним, Петр I грезил идеей новой Венеции и не жалел ни сил, ни средств для ее воплощения). От комплекса верфей сейчас осталась только Пантелеймоновская церковь, построенная в 1739 году. А сами верфи в 1780 году уступили место складам для вина и соли, из-за последнего товара квартал получил название "Соляной городок". Во второй половине XVIII века назначение этого небольшого района снова стало меняться - 1870-м году один из складов был перестроен под павильон Всероссийской промышленной выставки, а позднее превратился в Сельскохозяйственный музей. После 1945 года там расположился музей обороны Ленинграда. К сожалению, это здание в кадр не попало, поэтому переходим к следеющему.

В 1881 году на Соляном переулке, дом 13 было построено здание Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Весьма необычный для Санкт-Петербурга стиль неоренессанс, архитекторы -  Кракау А. И. Гедике Р. А. После революции училище закрылось, стало музеем. Но в 1945 году было решено продолжить подготовку художников, сначала открылось среднее специально учебное заведение, а чуть позже - высшее художественно-промышленное училище (с 1953 года - имени Веры Игнатьевны Мухиной). Историческая справедливость была возвращена в 2006 году, имя А. Л. Штиглица вернулось в название уже художественно-промышленной академии.


В этой части Соляного переулка организована пешеходная зона, прямо напротив академии превращающаяся в круг с "люком" посередине. С другой стороны от него - Здание Третьей гимназии (теперь школа 181). Здание было построено в 1822 году, но перестроено в 1912-1913 гг и приобрело характерные черты того времени - декоративную плитку "под кирпич", лепнину, большие окна необычной формы.


А это, кстати, никакой это не люк, а металлический элемент декора для плитки. В центре изображен баронский герб Штиглицов.


Отвернемся от люка и посмотрим на фасад академии поближе. Мне очень нравится, что в городе на различных зданиях частично ил полностью восстанавливают такие вот таблички с изначальным назначением здания. Позволяет приобщиться к истории без копания в справочниках!


Ну а теперь перейдем собственно к "виновнику торжества".  Это музей училища. Дело в том, что в училище (соседнее здание)  на втором этаже был свой небольшой выставочный зал, изначально задуманный только для учебных целей. Но вскоре коллекция изрядно увеличилась в размерах, и музею потребовалось отдельное здание. Его, кстати, спроектировал первый директор училища М. Е. Месмахер. Вдохновлялся он аналогичными музеями в Европе, неудивительно, что мне кажется, что я где-то видел похожее здание, по-моему, в Мюнхене :-). Правда у современников немного другое мнение:

"Торжественное открытие музея Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица состоялось 30 апреля 1896 года. На церемонии присутствовала императорская семья. Эта церемония стала одним из заметных культурных событий в Санкт-Петербурге. Современники сравнивали здание с двумя постройками венецианского зодчего эпохи Возрождения Д. Сансовино: палаццо Корнер делла Ка Гранде и библиотекой Сан Марко в Венеции. Представитель Южно-Кенсингтонского музея Н. Вессель в своём выступлении сказал: «Я приехал в Петербург несколько дней тому назад, главным образом чтобы присутствовать на открытии этого Музея. Он роскошен, несравненно роскошнее музея нашей Кенсингтонской школы»".

Журнал «Строитель» писал: «Вступая через главный вход в просторный Вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись — все это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет».


После революции музей так и остался остался музеем, но постоянно менялся его статус, то он входил в состав Эрмитажа, то снова был самостоятельным, то придавался тому или иному училищу или академии. В 1980 началась научная реставрация здания, а в 2008 ему вернулось имя барона Штиглица.



На этом свой небольшой рассказ я закончу, сегодня фотографий мало, потому что целью той поездки-прогулки был другой квартал и переулок (анонс вот здесь). Но о них, уже подробно, я расскажу в следующий раз. Спасибо за внимание!



Tags: 2013, Литейный округ, Санкт-Петербург, Центральный район
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments