Евгений (zydog) wrote,
Евгений
zydog

Выставка "Романовы"

  Стараюсь не делать перепостов в журнале, но рассказать лучше, и тем более, объективнее, про эту выставку у меня вряд ли получится. Посетил ее в прошедшее воскресенье, пришлось постоять в очереди и потолкаться в павильонах, но, в целом, оно того стоило. Освежили с aleksorama основные моменты Российской истории XVII - начала XX веков, остались довольны. А еще забавно было наблюдать людей, у которых от избытка новой (или хорошо забытой старой) информации конкретно так перегревался мозг, и они ходили с кислыми мордами и репликами "Нуууу... так сложно все сразу воспринять, очень много всееегооо".
 
  Далее следует текст уважаемого periskop, взятый из поста Выставка "Романовы": как это устроено. Приёмы и методы отображения истории:
"Позавчера посетил выставку "Романовы. Моя история", что в Ленэкспо.
Она уже была в Москве, где имела немалую популярность. Однако, когда я стал искать более-менее аналитические отзывы о ней, то практически ничего не нашёл. Все оценки сводились к двум полюсам: 1) "Это круто, очень здорово, там так красиво - обязательно идти!", 2) "Там таааакие лулзы и хруст булки, просто смешно!". А меж тем, о выставке можно сказать весьма много сверх этого: мои впечатления были о-о-очень многоплановы. Так что придётся снова питерцам отдуваться за москвичей и спокойно разобрать технологию и методику этого неординарного мероприятия. Как говорится, sine ira et studio. Речь-то идёт об отображении нашей истории, причём очень наглядном отображении.

Давайте разберёмся, что это за Сухов.
А то меня уже успели попрекнуть в "энигматичности" первого отзыва, так что снимаю загадки :-)

"Ленэкспо". Вход на выставку "Романовы. Моя история"


Для начала надо сказать, что мероприятие прозрачно, не зашорено ограничениями и совершенно бесплатно.
Обеспечена максимальная доступность: вход до 8 вечера, посещение до 9-ти, внутри прекрасный вай-фай, никаких ограничений на съёмку - снимай хоть до посинения - хоть телефоном, хоть мегазеркалкой. Можно перекусить прямо там и снова прийти. Броди весь день, если интересно. Грамотная схема залов, интуитивно понятный путь от начала до финала.

2. Вот общая диспозиция. Как видите, построено вполне адекватно - идёшь кольцо залов 1-21 от Первой Смуты (1605) до Наивысшего Уровня Развития (1914). Революции уже нет, она выбивается из формата, но в конце есть стенд про падение династии и предтечи развала Империи. В центре (10) - большой зал-панорама всех Государей, где можно сфотаться на память на их фоне, либо сидеть на уютном пуфике и созерцательно фтыкать на наиболее любимого из них. Есть четыре кинозала (помечены красными пунсонами), где в режиме нон-стоп крутятся мини-фильмы по темам - Армия, Образование, Наука и Искусство. Там же, в кинозалах, стоит и мультимедиа - с визуализацией разных событий и сражений. К слову сказать, визуализацией очень тщательной и приятной, по-русски говоря - не "на отъебись".


3. Залы погружены в полутьму, а стенды подсвечены мягким приятным светом. Выполнены очень хорошо, качественно - рассматривать приятно. Видно, что ими занимался серьёзный профессионал интерфейсов с привлечением хороших дизайнеров и графиков, а не абы кто.


4. Градация отношения к событию выражена цветом. Там, где события и деятели хорошие, то подсветка идёт ненапряжными пастельными тонами - розовым, салатовым, голубоватым, палевым.


5. Все плохие - бунтовщики, террористы, самозванцы и прочие гады-сволочи подсвечены кроваво-красным. Не надо даже особо думать: если красный стенд, то значит, там собраны отморозки.


6. Таким образом, для облегчения восприятия событий и людей вся экспозиция оформлена строго бинарно - хорошие против плохих. Это радикально облегчает размышления и рассеивает сомнения, к кому как надо относиться. Мне данный метод напомнил учебник "Истории КПСС" 1980 года, по которому нас учили в институте - только качественно визуализированный.


7. Хорошие.


8. Плохие.


9. Причём этот контрастный метод работает по всем годам романовской династии - от ранних до поздних, от разбойника Стеньки Разина до возмутителя народа Вольдемара Ульянова.


10. Екатерина - хорошая, Емельяшка - плохой. Цвет указывает на отношение, особо думать не надо.


11. Интервалы между плакатами и стендами достаточные, чтобы люди не толпились. Между ними расставлены мультимедиа-мониторы с подробными справками по этому историческому периоду, можно всё уточнить прямо на месте. Вообще, интерфейс восприятия продуман очень грамотно.


12. Николаевская предреволюционная эпоха. Тут красным залит ещё и роковой период перед Второй Смутой.


13. Ещё ракурс. Стенды с восторгом рассматривает большая группа автобусных питерских гидов.


14. На стенах - множество вертикальных баннеров с поучительным цитатами наиболее уважаемых классиков и государственных деятелей.


15. Создатели много потрудились над наглядностью отображения данных. Хотя, на мой взгляд, тут есть ещё с чем поработать и можно было избежать некоторой оформительской перегрузки.


16. Везде, для каждого Государя и его эпохи подобраны интересные занимательные неполитические факты. Мозаика, так сказать.


17. Шрифты и масштаб надписей оптимальны, информация воспринимается легко.


18. Словом, над наглядностью устроители поработали очень тщательно. Историческая информация визуализирована просто блестяще.


19. Большие плакаты-стенды и промежутки между залами заполнены баннерами с цитатами. Их много и можно ходить и читать отдельно от стендов, как свой пласт истории.


20. Первый зал начинается с похвальной цитаты Гоголя в адрес династии.


21. А тут я почему-то вспомнил про тряпку-Януковича...


22. Столыпин в ряду мыслителей вообще любим, и его цитат тут несколько, включая самую знаменитую и известную.


23. Подчёркнуто уважительно отображены буквально все эпохи царствования и государи - не исключая никого, даже Петра III или там Анны Леопольдовны. Вот, скажем, эпоха Николая I. Против чего, кстати, я совершенно не возражаю - а то превратили его в примитивный жупел.


24. Цитаты к николаевской эпохе.


25. Анна Иоанновна, Бирон, Миних - все хорошие. Все на оптимистичных стендах строителей Империи.


26. Есть среди цитируемых и Владимир Владимирович, не без этого.


27. На выставке содержится две его цитаты, среди прочих деятелей.


28. В каждом зале висит типизированная карта по одинаковому шаблону - показывающая, как непрерывно прирастала и расширялась великая Империя. Производит на зрителей, кстати, сильное впечатление, лучше всяких цифр. Я наблюдал за реакцией посетителей - эти карты людей буквально завораживали. Из зала в зал. Кстати, они хорошо оформлены, приятно и без излишеств.


29. Чем дальше - тем цифры больше. Наглядность в виде оснований известных городов тоже очень уместна.


30. Общее, цельное отображение этой типизированной карты расширения. Вот екатерининское время.


31. Эпоха Александра II. И так - до самого конца.


32. Внутри кинозалов - мониторы с наглядными динамическими картинками. Ткнул пальцем - там тебе разворачивается грандиозная картинка расширения территории. Или, скажем течение битв - Гангут, Бородино, Наварин и прочее. Очень наглядно и производит впечатление. Старушки хрупкие, мальчики с горящими глазами, учительницы строгие - все стоят и заворожённо тыкают в предлагаемые опции.


33. В четырёх кинозалах крутятся фильмы про плоды деятельности династии Романовых в четырёх сферах - армия, образование и просвещение, наука, литература и искусство. Фильмы короткие, минуты по четыре, идут нон-стоп. Текст веский, внятный. Больше всего меня поразило, что каждая картина заканчивается... кадрами советской мощи и могущества. Правда, без упоминания страны. Кадры про процветание эпохи Николая II - и финал из советской эры.


34. Вот, скажем, кадр из фильма про образование. Заканчивается изображением сталинского МГУ. А фильм про науку и изобретения в Империи заканчивается станцией "Мир" и советскими космическими кораблями. Вроде бы как это результат здорового фундамента Империи.


35. В центре всей экспозиции - большой зал с портретной галереей династии Романовых. В серединке расположен канонизированный Николай II, а Пётр Великий почему-то скромно оттеснён на край композиции.


36. Народ с удовольствием сидит, рассматривает, массово фотографируется "на фоне". Уютные пуфики, мягкий свет, скоростной wi-fi, фоном поёт "Коль славен наш Господь в Сионе". Ляпота! :-)


37. Концовка династии показана довольно невнятно. Из неё не очень понятно - а что же такое произошло, что всё так внезапно сдулось. Хотя стенд с красными врагами есть, см. кадр №5.


38. Стенд с отречением Государя от престола.


39. Стенд с убийством царской семьи выполнен в светлых, пастельных тонах, а не в тревожно-красном.


40. В этом же зале - назидательные цитаты цесаревича Алексея и императора Николая Александровича.


41. Почти на выходе - пятый кинозал, где транслируется течение российской и советской истории в кинокадрах. Все стены увешаны цитатами.


* * *
В целом, должен сказать, что выставка представляет собой весьма качественный пропагандистский продукт, мастерски использующий приёмы и особенности человеческого восприятия. Моя оценка соотношения познавательной и пропагандистской компоненты - примерно 70% на 30%. Манипуляции информацией очень аккуратны, запрятаны вглубь красивой картинки и поэтому малозаметны.
Всем непрофессиональным пропагандонам, бесцельно лающим в енторнетах - учиться, учиться и ещё раз учиться.
Как правильно использовать и управлять человеческим восприятием, эффективно зацеплять свою аудиторию грамотно поданным контентом и производительно тратить отпущенный бюджет.

Чуть попозже постараюсь ещё показать галерею "плохих" (тех, что на залитых кровью плакатах), это очень интересная грань выставки. "

Tags: 2014, Санкт-Петербург, история, культура
Subscribe
promo zydog august 13, 2007 13:18 52
Buy for 20 tokens
Решил сделать пост-навигатор в дополнение к "избранному" в заглавном. Как и все гениальное, навигатор прост, даже немного примитивен. Каждый пост помечен метками, посты фото-прогулки решил группировать по районам города, в которых они совершены. Названия у них достаточно скучные (хотя в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments