Евгений (zydog) wrote,
Евгений
zydog

Серебряный век детской железной дороги

  Одним из моих самых полезных (с точки зрения блогера) постов является рассказ про детскую железную дорогу в Коломягах (район на севере Санкт-Петербурга), через тот пост в блог из поисковых систем регулярно приходит маленький, но стабильный поток читателей. Повод для этой популярности, к сожалению, весьма печальный - весной 2014 появилась информаиция о том, что дорога будет закрыта и разобрана, а ее территория застроена. Тем не менее, лето прошло для юных железнодорожников в штатном режиме, а позже было сообщено, что ДЖД пока оставят. Ну а раз оставят, то можно и ещё что-нибудь из её истории рассказать...



  Начнем с карты и краткой исторической справки. За основу взял карту Санкт-Петерубрга 1992-1993 года. В 70-80х годах ХХ века районы, по которым проходила трасса железной дороги, начали активно застраиваться и потихоньку отрезать от неё кусок за куском (об этом как раз более подробно рассказано в моем прошлогоднем посте). В итоге, в начале 90-х от изначальной восьмикилометровой трассы остался скромный огрызок длинною в два километра с двумя станциями - "Юный" (бывший одноименный разъезд, 1 на карте) и "Озёрная" (2). Он же и является сейчас действующим.

  "Второе дыхание" у дороги открылось в 1999 году. 28 августа было торжественно запущен "новый" четырёхкилометровый участок ДЖД (отмечен красным на карте). В кавычки я его взял потому, что глобально ничего нового в нем не было, использовались уже существующие подъездные пути (на которых соорудили совмещённую 1520/750 мм колею), за основу была взята железнодорожная ветка к заводу "Климов" (3). А детская железная дорога дополнилась тремя станциями - "Береговой" (4, она же на заглавном фото), "Лесной" (5) и взрослой платформой "Шувалово".


  Вот так выглядела станция "Береговая" в 1999-2000 годах. Подозреваю, что даже некотороые транспортные задачи, в отличие от сегодняшнего участка, железеная дорога решала, рядом со станцией очень приятный лес, а так же пляжи Шуваловского карьера. Отличное место для шашлыков и купания!


  Чисто теоретически летом ей также могли пользоваться сотрудники близлежащих заводов, того же "Климова", а так же "Горизонта" (который филиал ФТИ им. Иоффе)...


  Могли, но не долго. Сам способ оргнанизации дополнительного участка (совместно с "большими" путями), сэкономивший в своё время приличную сумму, оказался для детской железной дороги миной замедленного действия. Стоило поменяться начальнику Октябрьской железной дороги, как ДЖД сразу же лишилась протекции, а все проблемы её эксплуатации "совместного" участка мигом вылезли наружу. Итог печален, уже в 2002 году начался демонтаж третьего рельса...


  Давайте прокатимся в те края и посмотрим, остались-ли что-нибудь, напоминающее о детской железной дороге. Вылазку на Заповедную улицу, вдоль которой проходит железнодорожная ветка, я совершил в начале октября воспользовавшись двухколёным другом. Вон он стоит, прислонённый к забору завода "Климов". Дела у завода, судя по всему, идут неплохо, совсем недавно сине-белого административного здания ещё не было. А круглая постройка с красивыми картинками - цех по испытанию вертолётных двигателей, которые производят на предприятии...


  Объезжаем завод и без труда находим железнодорожную ветку, ведущую на его территорию.


  Выглядит запущенно, но, похоже, всё-таки используется.


  А вот и первые следы детской железной дороги! Похоже, железнодорожники в своё время шли по пути наименьшего сопротивления и демонтировали третий рельс только в тех местах, где это не требовала серьезной работы и замены основной колеи...


  Двигаемся дальше. Вот уже и платформа бывшая платформа показалась...


  Удивительно, как быстро природа берёт своё. И 15 лет не прошло, а через бетон преспокойно растут берёзы и прочие кустики!


  Но ещё более удивительно, что на платформе каким-то чудом сохранилась табличка с названием станции! Особено учитываю любовь наших граждан тащить всё, что плохо лежит. А если тащить не получается, то портить...


  Около платформы сохранились шпалы.


  А вот упомянутый ранее институт именни Иоффе, он же экспериментальный завод "Горизонт". Как раз напротив него находится бывшая станция ДЖД.


  Продолжаем движение по Заповедной улице. Здесь пути железной дороги и дороги обычной временно расходятся. Где-то за изгибом ж/д находилась ещё одна станция, "Лесная". На велике на её поиски было как-то не с руки отправляться, как-нибудь в другой раз...


  Примерно через километр нам попадается переезд с недавно разрушенным домиком дежурного.


  Нас, однако, инетерсует не он, а рельсы. Ещё один маленький артефакт детской железной дороги. Здесь третий рельс сохранился предположительно из-за окружающего его асфальта, просто так его было не демонтировать...


  На этой, немного грустной ноте мой рассказ про детскую железную дорогу заканчивается. Спасибо за внимание!

  Карта - http://retromap.ru/
Старые фотографии - https://pastvu.com/





Tags: 2014, ЖД, Приморский район, Санкт-Петербург, история, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →